Добавить сайт в избранное
 
 Найти
На главную Контакты Карта сайта
О компаниях «Кирилл и Мефодий» и «КМ Образование»
Все о КМ-Школе
Купить КМ-Школу
Обучение
Этапы внедрения
Методическая поддержка
Техническая поддержка
Конкурсы
Наши пользователи
СМИ о нас
Наши партнеры

Школьный сектор ассоциации РЕЛАРН

Все партнеры


Новости Уроки е-КМ-Школа Демо-версия КМ-Wiki

Составление расписания уроков в ИИП «КМ-Школа».
Методические рекомендации для завуча

И.Л. Сретенская
И.Л. Сретенская

Создание школьного расписания занятий - одна из самых трудоемких задач в деятельности завуча школы. Каждый завуч знает, как много времени и сил уходит на его подготовку и обновление, сколько различных факторов необходимо при этом учитывать.

АРМ «Завуч» «КМ-Школы» технологически решает эту проблему, автоматизируя процесс составления расписания с учетом большого количества специфических школьных требований - таких, как:

  • возможная работа школы в 2 смены;
  • расписание звонков;
  • наличие профильных классов;
  • необходимость деления классов на группы;
  • распределение учебных кабинетов;
  • сдвоенные часы уроков;
  • определение методических дней;
  • создание факультативных занятий

Правильность введенной исходной информации в процессе работы автоматически контролируется средой. Это обеспечивает корректность созданного расписания и его соответствие заданному варианту школьного учебного плана. Кроме того, предусмотрена возможность оперативного изменения исходных данных согласно изменениям в условиях работы школы.

Настоящие методические рекомендации призваны помочь завучу поэтапно освоить работу по составлению расписания уроков в АРМе «Завуч» ИИП «КМ-Школа».

Материал включает в себя несколько этапов:

Этап 1. Авторизация в АРМ «Завуч»

Этап 2. Составление базы данных учащихся

  • Формирование списка классов школы
  • Формирование списков учащихся по классам
  • Назначение классных руководителей, деление класса на группы, определение профиля классов.

Этап 3. Условия реализации учебного процесса

  • Формирование списка учебных предметов
  • Формирование списка учебных помещений
  • Распределение учебной нагрузки

Этап 4. Непосредственное составление школьного расписания уроков

  • Составление расписания в режиме, имитирующем традиционный подход
  • Автоматическое составление расписания

Рассмотрим последовательно каждый из этапов формирования школьного расписания уроков.

Этап 1. Авторизация в АРМ «Завуч»

Запустим ИИП «КМ-Школа» и авторизуемся как Завуч, введя свои логин и пароль в окно авторизации.

Титульный экран «КМ-Школы»

Если логин и пароль введены правильно, то откроется Рабочее место Завуча.

Рабочее место завуча

Названия модулей расположены на рабочем столе в виде гиперссылок:

  • Учительская (включает 7 разделов)
  • Методическая работа (включает 2 раздела)
  • Учащиеся
  • Журналы
  • Отчеты

Открыть нужный модуль или раздел можно, щелкнув мышью по его названию или по соответствующему ярлыку (закладке).

Этап 2. Составление базы данных учащихся

Перейдем в модуль Учащиеся, щелкнув по соответствующему названию на рабочем столе или по соответствующему ярлыку.

Формирование списка классов школы. Добавим новый класс в список классов школы. Для этого нажмем на соответствующую гиперссылку и внесем нужные данные в открывшуюся форму.

Добавление нового класса

Формирование списков учащихся по классам. Сформируем списки учащихся. Это можно сделать двумя способами.

Способ 1. Импортирование готового списка учащихся в «КМ-Школу».

Данный способ формирования удобен при наличии в школе готовых списков учеников, выполненных в текстовом редакторе WORD.

  1. Щелкнем по гиперссылке Импортировать данные учащихся. Откроется встроенный в среду Мастер импорта, который в пошаговом режиме автоматически сформирует и разместит по классам списки учащихся.

    Импорт данных учащихся

  2. Подготовим готовые списки учащихся к импорту из файлов формата «Документ WORD» в базу данных формата «КМ-Школы». Для этого в документах формата WORD расположим данные согласно представленному шаблону (кнопка «Просмотр шаблона»).

    Просмотр шаблона

  3. Выполним последовательно шаги, предлагаемые Мастером импорта ИИП «КМ-Школа»:


    Шаг 1. Откроем список документов WORD

    Шаг 2. Выберем нужный список - документ WORD

    Шаг 3. Список найден и готов к импорту в
    «КМ-Школу»

    Шаг 4. Список импортируется в базу данных учащихся «КМ-Школы»

    Шаг 5. Проверим список после импорта

    Шаг 6. Списки учащихся автоматически разместились по классам

Просмотрим карточки учеников. Они заполнились автоматически.

Карточки учеников

Способ 2. Заполнение карточек учащихся вручную.

Данный способ формирования удобен для пополнения имеющейся базы данных учащихся и предполагает заполнение карточки учащегося вручную.


Шаг 1. Нажмём на гиперссылку
«Книга движения учащихся»

Шаг 2. В открывшемся окне нажмём кнопку «Добавить документ»

Шаг 3. В следующем открывшемся окне выберем «Тип движения», перейдя по стрелке - выберем нужный вид движения учащихся

Шаг 4. Выберем тип движения

Шаг 5. Выберем класс, куда зачисляется или переводится учащийся

Шаг 6. Добавим нового учащегося

Шаг 7. Добавим ученика из списка

Шаг 8. Заполним карточку ученика

Назначение классных руководителей, деление класса на группы, определение профиля классов. Назначим классу классного руководителя, выбрав его фамилию из выпадающего списка учителей школы (список учителей формируется в АРМ «Директор»). Установим профильность класса, выбрав нужное из предложенного списка.

Назначение классного руководителя и выбор профиля класса

Проведем, при необходимости, разделение класса на группы.

Разделение класса на группы

В 6 «А» классе сформировали четыре профильные группы.

Профильные группы в одном классе

Деление данного класса на группы автоматически переносится в раздел «Нагрузка» модуля «Учительская» и учитывается при составлении расписания.

Этап 3. Условия реализации учебного процесса

Формирование списка учебных предметов. В разделе «Предметы» модуля «Учительская» уже заложен список основных учебных предметов. Этот список можно пополнять. Для этого нажмем на соответствующую гиперссылку, введем в форму название данного учебного предмета - например, «Экономическая география» — и нажмем «ОК».

Для удаления из списка какого-либо учебного предмета нажмем на «крестик» справа от него.

Добавление и удаление учебных предметов из списка

В списке появился новый учебный предмет «Экономическая география» и отсутствует учебный предмет «Труд».

Список учебных предметов

Формирование списка учебных помещений. Вначале форма для списка учебных помещений пуста. Для того чтобы сформировать список, нажмем на соответствующую гиперссылку.

Добавление нового учебного помещения

Заполним карточку учебного помещения и нажмем кнопку «Добавить».

Карточка учебного помещения

Распределение учебной нагрузки. Определим каждому учителю учебную нагрузку, используя вариант «Распределение по сотрудникам». Для этого пошагово заполним соответствующие формы.


Шаг 1. Выбор формы распределения нагрузки

Шаг 2. Распределение учебных предметов

Шаг 3. Распределение учебных часов
(ввод числа с клавиатуры в текущую ячейку)

Этап 4. Непосредственное составление школьного расписания уроков

Мы проделали необходимую подготовительную работу и теперь можем перейти непосредственно к составлению расписания. Для этого в разделе «Учительская» щелкнем по закладке «Расписание». В правой части рабочего стола завуча видим пустую форму - таблицу будущего расписания уроков, а в левой части стола - столбец из разноцветных именованных ярлыков. Количество ярлыков определяется учебной нагрузкой преподавателей.

Полуавтоматический режим, имитирующий традиционный подход к составлению расписания. Заполнять таблицу расписания можно в двух видах: «Классы» или «Сотрудники».

Выберем вид «Классы», при котором в заголовках столбцов таблицы отображаются классы, а на каждом цветном ярлыке в левой части отображается фамилия учителя, учебный предмет и его учебные часы. Цифра справа от ярлыка обозначает количество часов учебной нагрузки у данного учителя по данному предмету.

Таблица расписания уроков

Таблица расписания уроков заполняется перетаскиванием мышью именованных ярлыков с левой части рабочего стола в нужную ячейку расписания. При этом среда автоматически следит за выполнением установленных ранее условий учебного процесса (количество групп в классе, учебные помещения, нагрузка).

Перетаскиваемый именованный ярлык может фиксироваться только в ячейке белого цвета. Серый цвет ячейки говорит о том, что для фиксации данного ярлыка эта ячейка заблокирована, т.е. данный учитель / предмет не предусмотрен нагрузкой в данном классе, на данном уроке. Или для него уже установлены учебные часы на данном уроке, но в другом классе.

Например, среда не позволяет установить ярлык «Журавлева Л.С./Информатика» в 1 «А» классе.

Среда не позволяет установить ярлык в заблокированную ячейку

Процесс составления расписания рекомендуется разделить на этапы: по классам или по группам классов. Рассмотрим это на примере составления расписания для 1 «А» класса.

Щелкнем мышью по надписи в заголовке столбца: 1 «А». Видим, что возможность заполнения расписания для всех классов, кроме выбранного (его ячейки остаются белыми), блокируется. Слева расположены ярлыки с фамилиями только тех учителей, у которых определена нагрузка в данном классе, а остальные ярлыки не видны.

Составление расписания для конкретного класса

Перетащим мышью все именные ярлыки из левой части окна в белые ячейки таблицы столбца 10 «Б». Готовое расписание можно распечатать на бумаге.

Готовое расписание для класса

Повернем расписание на 90 градусов, щелкнув по стрелке в левом верхнем углу таблицы. Расписание в этой форме представления также можно распечатать на бумаге.

Готовое расписание для класса в горизонтальном отображении

Продолжите составление остальной части расписания, последовательно заполняя ячейки таблицы для каждого класса.

Расписание считается законченным, если исчерпаны все именные ярлыки в левой части окна.

Автоматическое составление расписания. Щелкнем по гиперссылке автоматическое формирование. Откроется встроенный в среду Мастер расписания.

Мастер расписания

Выполним последовательно шаги, предлагаемые Мастером расписания ИИП «КМ-Школа»:


Шаг 1. Устанавливаем смены

Шаг 2. Определяем методические дни

Шаг 3. Привязка нагрузки к учебным помещениям

Шаг 4. Определяем сдвоенные уроки

Шаг 5. Продолжение работы мастера расписания

Шаг 6. Даем старт автоматическому формированию расписания

Шаг 7. На экране отображается процесс автоматического формирования расписания

Шаг 8. Расписание автоматически сформировано. Оставшиеся немногочисленные ярлыки перетаскиваются в таблицу мышью

Нажав на кнопку в правом верхнем углу таблицы, можно просмотреть готовое расписание в полноэкранном режиме.

В случае если созданный вариант расписания не устраивает, очистите целиком всю таблицу, щелкнув по гиперссылке автоматическое формирование и нажав кнопку «Очистить ячейки расписания».

Очистка ячеек расписания

Скачать презентацию о работе модуля «ЗАВУЧ» ИИП «КМ-Школа» (8,30 МБ)

Скачать презентацию «Расписание занятий в образовательном учреждении» Прониной С.М., зам. директора по опытно-экспериментальной работе ГОУ СОШ №186 г. Москвы (163 КБ)

Обсудить на форуме

   © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009                        Администратор: admin@km-school.ru