Добавить сайт в избранное
 
 Найти
На главную Контакты Карта сайта
О компаниях «Кирилл и Мефодий» и «КМ Образование»
Все о КМ-Школе
Купить КМ-Школу
Обучение
Этапы внедрения
Методическая поддержка
Техническая поддержка
Конкурсы
Наши пользователи
СМИ о нас
Наши партнеры

Школьный сектор ассоциации РЕЛАРН

Все партнеры


Новости Уроки е-КМ-Школа Демо-версия КМ-Wiki

Организация самостоятельной деятельности учащихся в ИИП «КМ-Школа»
(на примерах проектирования самостоятельных учебных исследований учащихся в среде «КМ-Школа» по истории и литературе)

В.П. Короповская
Е.А. Яковлева

1. О педагогических технологиях

Образование - одна из наиболее консервативных и устойчивых систем социума. Ее консерватизм есть необходимая защита от быстроменяющихся веяний в общественных отношениях. Но даже образование не избежало модернизации в современных условиях интенсивного развития информационных технологий, которые, безусловно, повлияли не только на формы передачи знаний, но и на взаимоотношение ученика и учителя. Существование современной школы в условиях открытого информационного пространства требует от участников учебного процесса более гибкого подхода к преподаванию. Жесткая связь «новый материал —> класс —> закрепление нового материала —> домашнее задание» постепенно разрушается. Информационные технологии порождают изменение в технологиях педагогических, меняя акценты в преподавании с передачи суммы сведений в той или иной учебной области на воспитание личностных компетенций.

Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в современной школе все более востребована проектная методика как инновационная педагогическая технология, предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

2. Информационно-интегрированный продукт (ИИП) «КМ-Школа» как средство организации учебного процесса

Принципиальной особенностью ИИП «КМ-Школа» является ее полифункциональный характер. Полифункциональность расширяет методический диапазон использования, то есть обеспечивает возможность многократного применения материалов для решения различных методических задач. Причем диапазон многократного применения может быть различным: наглядные материалы используются в одном классе или в разных, в преподавании одного предмета (литературы) или нескольких (предметная область «Искусство», мировая художественная культура), в общеобразовательных школах и школах с углубленным изучением предмета, оказываются востребованы учениками с разным уровнем подготовки, разными интересами.

3. Организация самостоятельных учебных исследований и творческих работ учащихся в «КМ-Школе»

Структура интегрированного информационного продукта не ограничивает учителя в выборе собственной тактики организации обучения в соответствии с его личными интересами и уровнем подготовленности учащихся.

Полифункциональный характер «КМ-Школы» позволяет использовать ИИП не только в общеобразовательных школах, но и профильных гуманитарных классах, работать не только в традиционных методах образования, но и в методах развивающего обучения, которое формирует творческие способности учащихся.

Возможности «КМ-Школы» при организации самостоятельной деятельности учащихся в традиционных методиках (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы)

При традиционном преподавании учитель может пользоваться готовыми материалами. В контенте «КМ-Школы» есть готовые уроки, которые можно использовать при объяснении и закреплении нового материала. Можно также редактировать эти уроки, дополняя их собственными наработками, данными из Интернета и книжных источников. Можно создавать свои самостоятельные продукты с разной степенью творческой свободы.

Найти эти уроки можно в рубрике «Уроки» в автоматизированном рабочем месте учителя или ученика:

Традиционные методы преподавания, безусловно, предполагают и организацию самостоятельной деятельности учащихся, хотя их степень активности при таком преподавании намного меньше, чем при инновационных (эвристическом и исследовательском) методах. Чаще всего перед учащимися ставится задача воспроизведения и осмысления информации, изложенной учителем. Для воспроизведения некой суммы знаний учащимся предлагается обратиться к информационным источникам, подтверждающим, уточняющим и расширяющим слово учителя (учебникам, лекциям, рекомендованным статьям). ИИП «КМ-Школа» позволяет учащимся воспользоваться готовыми уроками, которые представляют собой очень подробную разработку учебной темы с ссылками на научные и научно-популярные статьи. Учитель может предложить учащимся познакомиться с уроками «КМ-Школы» с различной степенью полноты в зависимости от стоящих перед ним задач.

Все уроки в «КМ-Школе» доступны не только учителю, но и учащимся. То есть их можно использовать как материалы для самоподготовки ученика. А также материал этих уроков, как и весь контент «КМ-Школы», можно предлагать учащимся для работы над своими исследованиями.

Возможности «КМ-Школы» при организации самостоятельной деятельности учащихся в инновационных методиках

Для организации самостоятельной поисковой, творческой исследовательской деятельности учащихся иногда недостаточно только работы с разнообразными информационными источниками. Многие учебные темы предполагают:

  • постановку эксперимента,
  • проведение анкетирования,
  • организацию экспедиций (фольклорных, экологических, геологических и т.д.),
  • и другие разнообразные формы.

Поэтому любой проект может включать в себя самые разнообразные методы исследования. А может быть ограничен только работой с различными документами. Но даже при этом учащимся могут потребоваться материалы, которые они не смогут найти в контенте «КМ-Школы», так как ни одна самая обширная библиотека не включает в себя все возможные информационные источники. Но надо помнить, что среда «КМ-Школы» позволяет инкорпорировать в себя любые дополнительные источники:

  • результаты социологического опроса;
  • данные экспедиций;
  • документы, найденные в книгах и Интернет;
  • фотографии и видеокадры, сделанные в процессе наблюдений за экспериментом и т.д.

При этом материалы, которые можно найти в «КМ-Школе» достаточно уникальны, но ими нельзя воспользоваться при работе в другой среде. Так, например, можно найти в контенте "КМ-Школы":

  1. Видео:
    • фрагменты из экранизаций многих литературных произведений;
    • документальные фильмы по самым разнообразным областям знаний;
    • запись химических опытов и физических экспериментов;
    • обучающие мультфильмы и анимированные модели;
    • медиалекции др.

  2. Аудио:
    • чтение художественных произведений авторами или известными актерами;
    • записанные фрагменты диалогов и монологов на иностранных языках для аудирования и отработки произношения;
    • фрагменты из классических и современных произведений музыки;
    • записи голосов животных и птиц и др.

  3. Статичный иллюстративный материал:
    • портреты;
    • репродукции произведений живописи;
    • иллюстрации к литературным произведениям;
    • фотографии множества городов и стран;
    • географические карты;
    • астрономические карты и т.д.

  4. Интерактивные материалы:
    • тренажеры;
    • интерактивные карты;
    • мультимедиапанорамы.

  5. Текстовый материал:
    Этот вид контента дает возможность учителю создать проблемную ситуацию, организовать исследование учащихся, спроектировать траекторию его поиска.

При обучении для формирования познавательной мотивации очень важно создавать проблемные ситуации. Продуктивная деятельность возможна только при возникновении интереса у учащихся, поэтому очень актуальным является нахождение условий, при которых внешняя мотивация преподавателя побуждала бы возникновение и становление познавательного внутреннего интереса у обучаемых.

Важная и сложная проблема заключается также в нахождении вариативности обучения и индивидуального подхода при сложившемся групповом методе обучения. Образование должно быть ориентированным на личность, и каждый настоящий педагог в центре своей просветительской деятельности должен ставить интересы учащегося.

ИИП «КМ-Школа» дает возможность создания проблемной ситуации, которая является побудительным стимулом для становления внутреннего интереса учащегося, для начала его исследовательской деятельности, а также для личностно-ориентированного подхода преподавателя к каждому участнику обучения.

4. Как создать проблемную ситуацию (на примерах проектирования исторического и литературного учебных исследований учащихся в среде
«КМ-Школа»)

Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности.

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация - проблема - поиск способов ее решения - решение проблемы

Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

  1. возникновение проблемной ситуации,
  2. осознание сущности затруднения и постановка проблемы,
  3. нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,
  4. доказательство гипотезы,
  5. проверка правильности решения проблем.

Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа. К тому же вопрос должен быть интересен для данного возраста учащихся, пробуждать их интерес к самостоятельному поиску ответов. И, наконец, эти вопросы могут рождаться у учащихся, если учитель правильно создаст проблемную ситуацию. ИИП «КМ-Школа» предоставляет интересный материал учителю для создания проблемной ситуации.

Портрет Н.К. Карамзина
Пример проектирования исторического исследования учащихся:

На уроках истории создание проблемной ситуации может быть связано с работой с разными историческим источниками, по-разному освещающими одно и то же событие. Это вызывает сразу целый ряд проблемных вопросов, связанных с попыткой установить объективный ход событий. Для такой работы нужны документы, позволяющие анализировать ход событий. Такие документы можно найти в «КМ-Школе», например, «Крещение Руси».

Об этом факте можно прочитать:

  • из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина (VIP.КМ.RU)
  • из летописного рассказа в уроке истории «Крещение Руси» (урок «Крещение Руси»)
  • из учебного пособия «История России IX-XX вв.» Аммон Г.А., Ионычев Н.П. (VIP.КМ.RU)

Разнообразие точек зрения на один и тот же исторический факт рождает проблемную ситуацию - проблемная ситуация рождает исследование, например, «Народ был крещен, но не был просвещен… так ли это?».

Учитель уже может проектировать ученические исследования в рамках учебной темы «Крещение Руси». В «КМ-Школе» есть конструктор проектов, который поможет структурировать этот процесс:
Слайд с темой урока
Слайд с основополагающим и проблемными вопросами

Так в рамках любого учебного предмете есть темы, которые позволяют спроектировать учебную исследовательскую деятельность учащихся? используя при этом среду «КМ-Школа».

Пример проектирования литературного исследования учащихся:

В рамках предмета «Литература» можно построить самые разнообразные исследования, например, сравнивая текст произведения и его инсценировку или экранизацию, работая с текстом и иллюстрациями, сравнивая различные издания произведения, окончательный текст и черновики автора. Возможности создания проблемной ситуации в различных учебных областях бесконечно разнообразны.

Литература, эстетически осваивая мир, выражает богатство и многообразие человеческого бытия в словесных образах. Художественные произведения интерпретированы на сцене, в кинематографе, в изобразительном искусстве, музыке и т.д. Художественные произведения попадают в широкий культурный контекст и могут рассматриваться в многообразии связей, существующих между отдельными видами искусств. Изучение литературных произведений в широком культурном контексте помогает углубить восприятие и анализ и в результате — лучше понять емкий художественный образ.

Проект «Карикатуры или характеры» по творчеству Н.В. Гоголя может включать в себя самые разные исследования учащихся.

Основополагающий вопрос проекта: «Каким образом в жизни связаны между собой трагическое и комическое?»

Один из проблемных вопросов (он же вопрос исследования учащихся): «Почему по-разному трактуются образы комедии Н.В. Гоголя „Ревизор“: в театре? в живописи? в кино?».

Исследование учащихся построено на сравнении произведения Н.В. Гоголя «Ревизор» с его сценической и экранной жизнью. Первый этап исследования — это создание проблемной ситуации. Учащиеся находят иллюстрации, видеофрагменты экранизаций и инсценировок комедии «Ревизор». Анализируют многообразие трактовок гоголевских персонажей. Возникает вопрос: «Почему по-разному трактуются образы комедии Н.В. Гоголя „Ревизор“: в театре? в живописи? в кино?». Это и есть начало исследования.

Второй этап исследования - это формулировка гипотезы.

Гипотеза исследования: Один и тот же тип может иметь множество конкретных реальных вариантов. Гениальность писателя при создании типов состоит именно в том, что, рисуя живой портрет, полноценный человеческий характер, автор это делает так, чтобы в этом характере угадывался определенный человеческий тип. Несмотря на обобщенность гоголевских типов характеров, образы в комедии имеют множество оттенков.

Далее разрабатывается ход исследования поэтапно:

  1. Работа по тексту:
    • анализ характеристики героев, данной автором в ремарках;
    • анализ высказываний героев, подтверждающих характеристику автора.

  2. Работа с иллюстративным материалом:
    • подбор иллюстраций;
    • сопоставление иллюстраций с текстом;
    • анализ привенсенных художником изменений.

  3. Работа с видео и аудиофрагментами:
    • подбор фрагментов;
    • сопоставление фрагментов с литературным текстом и иллюстративным материалом;
    • анализ авторских трактовок героев.

  4. Вывод.

Учащиеся работают с текстом комедии, анализируя гоголевские ремарки, данные в начале комедии,…

и соотносят их с проявлением характеров персонажей в тексте произведения:

Сравнивают с текстом комедии «Ревизор»:

  • Иллюстрации к произведению:

    П. Боклевский. «Городничий»

  • Фотографии спектакля:

  • Видеофрагмент из фильма «Инкогнито из Петербурга»:

  • Видеофрагмент из спектакля Мейерхольда с известными актерами в главных ролях (Хлестаков - Гарин; Анна Андреевна - З. Райх, Мария Антоновна - М. Бабанова).

    Учащиеся проанализировали литературоведческие статьи Ю. Манна и В. Зеньковского и сделали выводы:

    «Наши выводы подтверждают гипотезу. Один и тот же тип может иметь множество конкретных реальных вариантов. Гениальность писателя при создании типов состоит именно в том, что, рисуя живой портрет, полноценный человеческий характер, автор это делает так, чтобы в этом характере угадывался определенный человеческий тип. Несмотря на обобщенность гоголевских типов характеров, образы в комедии имеют множество оттенков».

    Таким образом, используя только материалы «КМ-Школы», можно разработать интересный проект с разнообразными самостоятельными учебными исследования учащихся.

    Е.А. Яковлева,
    методист Учебно-методического отдела
    ООО «КМ-Образование»

  •    © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009                        Администратор: admin@km-school.ru